Отделение теории и истории мировой культуры в Гимназии №1514 (52)
 

Семинар на три класса

18 Май 2015

Этой весной прошел второй совместный семинар на три класса ОТИМК. В этот раз все классы вместе с педагогами обсуждали сюжет о вещем Олеге в произведениях различных эпох. Интервью по итогам семинара на три класса подготовили Арина Фартух и Миша Филиппов (12-4). На вопросы отвечали Ольга Олеговна Рогинская, Владимир Владиславович Глебкин, Юлия Тишкина (11-4), Даниил Поленок (10-4) и Татьяна Карстон (10-4).

Разговор с Ольгой Олеговной Рогинской:

 

-        Ольга Олеговна, Вы уже на семинаре рассказывали нам, как Вам пришла в голову идея его создания. Не могли бы Вы еще раз это описать? Зачем был задуман такой семинар? Каковы его педагогические и исследовательские цели?

-        Однажды на ежегодном праздновании Нового года ОТИМК я подумала о том, что это, по сути, единственное событие в нашем внутреннем ОТИМКовском календаре, которое позволяет встретиться «здесь и сейчас» в рамках некоего коллективного действия учащимся разных классов нашего Отделения. Частично старшие и младшие пересекаются в поездках, но сама возможность такого пересечения не носит системного характера, являясь, скорее, некоторым приятным и полезным бонусом. Именно тогда и возникла идея организации коллективного общения не вообще, а на определенную, содержательную, серьезную тему. Так родилась идея коллективного разновозрастного семинара со сквозным сюжетом и последовательным повышением уровня сложности (при переходе от 9-го класса к 10-му и затем 11-му), в котором могли бы принять участие сразу все учащиеся ОТИМК.

-        Меня всегда привлекали педагогические идеи, в основе которых лежит модель семьи: когда в рамках общего дела встречаются старшие и младшие, те, кто могут поделиться опытом, и те, кто готовы этот опыт перенять. Когда встречаются и проживают день за днем вместе люди, находящиеся на разных этапах жизненного пути. Тогда и увиделся такой семинар – на три класса, когда девятиклассники впервые показывают на публике себя, свои уже сформировавшиеся навыки и умения и одновременно заглядывают в будущее, наблюдая за ответами более старших ребят, которые знают и понимают уже больше, будучи на год старше. Десятиклассники смотрят на младших и вспоминают себя прошлогодних, но, в то же время, и уже заглядывают в будущее, слушая одиннадцатиклассников. Ученики 11 класса получают возможность приглядеться к тем, кто идет за ними следом и, может быть, впервые осознать близость окончания школы. Семинар это ежегодный, так что у каждого ученика есть возможность побыть в каждой из трех описанных ролей. Эта лирическая составляющая семинара кажется мне чуть ли не ключевой.

-        Расскажите, пожалуйста, тяжело ли подбирать материал так, чтобы он подошел для всех трех классов? Как Вам это удавалось, и чем Вы руководствовались во время поиска?

-        Да, это одна из главных сложностей и интриг для его организаторов. Как найти тему, которая могла бы перекликаться одновременно с программой 9-го, 10-го и 11-го классов? Мы восприняли это как интеллектуальный вызов, и стали возникать идеи, которые потом обсуждались и оттачивались уже в коллективных обсуждениях преподавателей. В прошлом году в основу сквозного сюжета легла история литературного жанра исповеди – через ключевые образцы этого жанра в лице Августина (с этим автором работал 9-й класс), Руссо (материал для 10-го класса) и Льва Толстого (11-й класс). В этом году сквозной сюжет семинара был реализован благодаря обращению к бытованию в русской культуре сюжета о смерти вещего Олега – через отражение этой истории в «Повести временных лет» (9-й класс) и балладах Пушкина (10-й класс) и Высоцкого (11-й класс). Есть уже и замыслы будущих семинаров.

-        Собираетесь ли Вы в будущем проводить подобные семинары?

-        Надеюсь, мы уже можем говорить о возникновении еще одной традиции нашего Отделения. Если это так – теперь раз в год ученики будут видеть в своем расписании один общий семинар для всех отимковских классов.

-        Хорошо ли ученики работают во время такого семинара? Из-за такого количества человек, не сложнее ли проводить семинар на три класса, чем на один?

-        Разумеется, сложнее. Просто в силу его масштабности. Мы много усилий прикладываем, чтобы масштабность не обернулась громоздкостью и скукой. Семинар продолжается четыре урока подряд: сначала вступает в работу 9-й класс, на следующем уроке – 10-й, потом – 11-й. Последний урок отдается на подведение итогов. Ребятам предлагается вести онлайн-дневник семинара, фиксируя происходящее и отражая основные перипетии сквозного сюжета. Вдобавок интерес к тому, как работают другие отимковцы – и ученики, и преподаватели – также помогает удерживать внимание на протяжении такого длинного интеллектуального марафона.

 

 

Разговор с Владимиром Владиславовичем Глебкиным:

-        Мы знаем, что идея семинара на три класса принадлежит Ольге Олеговне Рогинской. Когда она Вам это предложила, как Вы отреагировали, какие были Ваши первые шаги для реализации?

-        Я понимал, что концептуально это очень хорошая и важная идея. Ее плюсы очевидны: объединить все классы вокруг учебного процесса (основное, для чего мы все и делаем), показать, как материал девятого, десятого и одиннадцатого классов может объединяться, как сюжеты девятого класса могут актуализироваться в десятом, а потом и в одиннадцатом. Но, честно говоря, у меня сразу возникли сомнения в осуществимости этого проекта, в его практической реализации. Мне казалось, что это связано с очень большим объемом технических операций, с которыми мы могли не справиться. Но в итоге стало понятно, что это не так сложно, как нам казалось.

-        То есть, все-таки не так сложно подбирать материал для всех трех классов?

-        Нет, материал сложно подбирать, и мы долго над этим думаем, но спасает то, что это  событие происходит раз в год, поэтому есть довольно много времени на обдумывание.

-        А если сравнивать два семинара, прошлогодний, по «Исповедям», и недавний, по «Вещему Олегу», как Вам кажется, произошла какая-то положительная динамика?

-        Мне кажется, что да, произошла, потому что, с одной стороны, в этот раз мы обсуждали один сюжет, а на первом совместном семинаре ситуация была более размытой. Тексты Блаженного Августина,  Жан-Жака Руссо и Льва Толстого заметно отличались друг от друга, и там выделить общий знаменатель было, несомненно, сложнее. На последнем семинаре было три небольших текста с единым сюжетом. Поэтому выстраивать общую модель было проще, и мне кажется, семинар получился более динамичным.

-        На следующий год, как мы понимаем, набирается восьмой класс. Как Вы собираетесь продолжать этот формат?

-        Пока у меня нет готового ответа. Если материал по ЕГК для восьмого и девятого класса в целом будет сопоставимым, то можно утраивать семинар за те же самые три часа и на четыре класса. Если найти текст, который изучается и в восьмом и в девятом классе, то на первом уроке могут работать восьмой и девятый класс вместе, потом десятый, а потом одиннадцатый. Но это очень сложный сюжет, к нему надо будет готовиться, все продумывать.

 

 

Разговор с Таней Карстон (10-4):

-        Привет, Таня. Получается, это твой первый совместный семинар?

-        Да, так и есть.

-        Расскажи нам свои впечатления. Тебе больше нравится, когда работает только один класс или когда идет обсуждение одного сюжета, но в интерпретациях авторов разных эпох, как было сегодня?

-        Сложно сказать. С одной стороны, это очень непривычно, потому что я училась долгое время в небольшом классе: мне непривычно общаться с таким количеством людей сразу. Мне нравятся маленькие семинары тем, что появляется возможность каждому высказаться и всем каким-то образом лично обратиться друг к другу. Мне нравится, что на семинарах только для одного класса каким-то небольшим вопросам уделяется больше внимания, но на совместных семинарах интересно, что можно взять более обширную тему и рассмотреть ее с разных сторон, а заодно понять, каким образом работают люди из других классов. Так что, скорее, просто обе формы хороши по-своему.

-        А тебе не кажется, что большим минусом, например, может оказаться то, что пока один класс работает, два других могут не слушать и заниматься своими делами, или ты считаешь, что на сегодняшнем семинаре все хорошо работали, даже когда была не их очередь?

-        Конечно да, но лично я стараюсь все слушать и конспектировать, хотя многие остаются все равно в стороне. Это зависит от личного желания каждого человека. Это может быть и на отдельных семинарах, когда кто-то весь урок отмалчивается, например.

-        Когда вам сказали, что будет такой формат семинара, какими были твои представления о нем? Ты боялась? Или переживала? Или думала: «Мне понравится, потому что я послушаю еще и других»? И сошлись ли твои ожидания с реальностью?

-        Мне, скорее, было страшно. Я думала, что, во-первых, в течение такого долгого времени мне придется отвечать, думать, что-то делать, и у меня не хватит сил. Тем более, при своем классе привычнее высказывать мнение, а тут столько новых людей в одной аудитории, боишься ошибиться. С другой стороны, было и любопытно тоже. В итоге все оказалось гораздо спокойнее, интереснее, чем я думала, и мне было довольно комфортно.

-        В прошлом году на ОТИМКе состоялся первый совместный семинар на три класса и мы принимали в нем участие, только нам некому было рассказать, чего от него можно ожидать. Когда ты узнала про ваш семинар, ты спрашивала у старших товарищей, что на нем может быть, что было у них в прошлом году, про их опыт?

-        Я не очень много общаюсь со старшеклассниками, но мне что-то рассказывали одноклассники, что-то нам говорили преподаватели. К сожалению, мне не удалось что-то подробно узнать, поэтому это до конца было для меня «котом в мешке».

-        В целом у тебя остались положительные впечатления от семинара? Тема семинара показалась тебе раскрытой?

-        Мне кажется, что в целом да. Это было очень интересно, я не ожидала встретить в одном месте «Повесть временных лет» и Высоцкого, но мне кажется, я в итоге не совсем все смогла уяснить из того, что говорили. Но, в общем, все прошло удачно.

-        Если бы была возможность, и был бы еще один урок, ты бы задала еще какие-то дополнительные вопросы, хотела бы еще обсудить сюжет «Вещего Олега»?

-        Я думаю, что все, что я могла взять от этого семинара, я взяла. Может, я бы уточнила некоторые мелкие вещи, которые мне, скорее, хотелось бы спросить у преподавателей в индивидуальном порядке.

 

Разговор с Юлей Тишкиной (11-4):

-        Привет, Юля. Ты присутствовала на семинаре, который был в том году?

-        Да, я была, прекрасно его помню.

-        Это отлично, что воспоминания и об этом, и о том семинарах у тебя свежие. Как считаешь, что-то поменялось? Трансформировался ли совместный семинар во что-то новое? Как тебе ощущения от них? Проведи, пожалуйста, сравнение.

-        Это будет тяжело, потому что, во-первых, у семинаров очень разная тематика. Во-вторых, за время одиннадцатого класса поменялось отношение к учебе. В десятом классе у нас была перманентная усталость. Не то что бы мы готовились к семинару на семинаре, нет, такого не было, готовились, конечно, заранее. Но все равно было ощущение, что что-то не доделано. А здесь ты видишь другой текст, текст, который ты когда-то уже видел, так или иначе слышал о нем, и как-то по-другому это воспринимается. И тема кажется кому-то интереснее, а кому-то нет. Лично мне близка советская культура, поэтому, я довольна выбором текстов для одиннадцатого класса.

-        А как ты считаешь, все-таки какой формат семинара лучше: когда один класс и какая-то одна не такая большая тема или лучше рассмотреть обширную тему, но при этом все-таки немного «галопом по Европам»?

-        Мне кажется, это зависит от формата, от того, что предполагается преподавателями для семинара, от самой задумки. Наверное, это сравнение не просто так делается, потому что, действительно достаточно интересно посмотреть схожие отсылки в различных текстах. Еще, наверное, интересен тот факт, что присутствуют три класса, и ты начинаешь периодически напрягать свой мозг, вспоминая девятый и десятый классы, и иногда бывает очень стыдно, когда ты что-то не помнишь.

-        Наверное, на это и рассчитано, чтобы никто не расслаблялся и каждый работал, может и не с постоянной интенсивностью, но все три урока. А когда ты готовилась к этому семинару, у тебя, вероятно, появились какие-то ожидания, опирающиеся на прошлогодний опыт. Они оправдались? Тема показалась тебе раскрытой, или осталось еще множество незаданных вопросов?

-        Мне кажется, семинар прошел достаточно успешно. Во-первых, все активно работали: и девятый, и десятый и наш класс. Понятно, что можно до бесконечности обсуждать этот сюжет, находить новые отсылки и интерпретации, но мне кажется, основные аспекты были найдены и обсуждены. В прошлом году, насколько я помню, все было спокойнее. Кстати, мне кажется, на это заметно повлияли тексты.

-        Чего больше ты можешь выделить у таких семинаров: плюсов или минусов?

-        Нельзя так однозначно судить. Плюсы в том, что некоторым ребятам действительно интересно слушать старших товарищей и набираться опыта, потому что это их еще ждет. Нам, конечно, было интересно слушать, что говорят младшие, потому что мы смогли вспомнить себя и материал в прошлые года.

 

Разговор с Даней Поленком (10-4):

-        Привет Даня! Ты ведь бы на семинаре, который проходил в прошлом году?

-        Да, был.

-        Расскажи нам свои ощущения от прошлого и этого семинаров и сравни их, пожалуйста.

-        Я не знаю, с чем это связано, но семинар этого года мне показался гораздо проще. Может быть, потому что тогда это был первый такой опыт, вообще первое знакомство с таким форматом, с десятым и одиннадцатым классом, кроме того, мне кажется, тема была сложнее. Сейчас все прошло более гладко. Наверное, та тема была интереснее. Хотя это тоже спорный вопрос.

-        Скажи, когда ты шел на этот семинар, ты себе представлял, как он пройдет? Все твои ожидания оправдались?

-        Мне понравилось, как мы работали, хотя это не значительно отличается от любого другого семинара для одного класса.

-        Как тебе кажется, какой формат семинара лучше: когда один класс, одна конкретная тема и вы можете обсудить множество деталей или все-таки на три класса, но зато обширная тема, рассмотренная с разных ракурсов, хоть и не достаточно приближенно?

-        Понятно, что и то, и другое имеет свои плюсы и минусы. Огромный плюс семинара на один класс заключается, действительно, в более подробном рассмотрении темы, а плюс совместного семинара заключается в том, что, например, тема «Вещего Олега» полностью раскрыта, и я в любом случае теперь буду знать, что сказать об этом сюжете: как это было в Повести Временных Лет, как это было у Пушкина и как это было у Высоцкого. Общая картина, общие тезисы у каждого автора мне понятны и ясны. Конечно, меньше всяких подробностей, но они не так важны, как общий план, я считаю.

-        Как ты считаешь, тема была полностью раскрыта, или некоторые вещи остались загадкой для тебя?

-        Вопросы, конечно, есть, но это все детали. Если бы у нас было шесть уроков на этот семинар, то, конечно, мы бы полностью все обсудили. Но, по-моему, общий план ясен, и этого достаточно. 

 

Возврат к списку

ОТИМК, 2005—2009
otimk52@gmail.com