Отделение теории и истории мировой культуры в Гимназии №1514 (52)
 

Написание курсовых работ

3 Мар 2015

Написание курсовых работ – важная составляющая обучения на ОТИМК: в течение двух лет каждый из отимковцев занимается научной работой. Курсы с различными специализациями начинаются во второй половине 9-го класса. Именно поэтому мы предложили 9-классникам самим поговорить с преподавателями спецкурсов и будущими научными руководителями о том, чем отличается преподавание в средней и высшей школах, зачем школьнику нужен опыт научной работы и как взаимодействуют научный руководитель и ученик в процессе написания курсовой.

 

 Юлия Александровна Ефремова, выпускница ОТИМК, исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель французского и немецкого языков, руководитель спецкурса по истории средневековой культуры Западной Европы:

 

Когда вы начали работать на ОТИМКе и с какого времени ведете спецкурс и руководите написанием курсовых работ?

Это довольно долгая история. Первый мой спецкурс на ОТИМКе я сделала в 2008 году. Потом уехала учиться в Германию, потом вернулась и какое-то время вела на ОТИМКе французский, уехала во Францию и снова стала вести спецкурсы только в прошлом году. С этого времени я начала руководить и курсовыми работами: у меня было несколько учеников из 10-го и 9-го класса.

 

Чем отличается работа в школе и работа в институте?

Работа на ОТИМКе не так сильно отличается от работы в институте, как от работы в обычной школе. Для меня это связано, с одной стороны, с существованием спецкурсов и самостоятельной исследовательской работой учащихся, а с другой — с уровнем ребят. Многие работы, которые пишут старшеклассники ОТИМКа, заметно лучше, чем работы студентов первых-вторых курсов даже в хороших вузах.

Однако есть и отличия от нашей ВУЗовской системы. На ОТИМКе значительно лучше выстроена работа с научным руководителем. Если, например, курсовые в семинаре по истории Средних веков на историческом факультете МГУ студенты пишут полностью самостоятельно, то в школе это постоянное взаимодействие, постоянная работа, общение. И, наверное, именно поэтому в школе мне интереснее, чем в институте.

 

А преподавание языков в школе? Вы в разное время вели латинский, французский, немецкий…

На ОТИМКе весьма своеобразное преподавание языков. Базовый язык, на котором тренируются все навыки (понимание устной, письменной речь, говорение, письмо) — это английский. Изучение остальных языков из обязательной программы (латинский, французский, немецкий), направлено, в первую очередь, на то, чтобы научить читать и понимать письменные тексты. На каждый язык отведен всего один год, когда за 4 часа в неделю нужно как-то освоить всю грамматику. Это, конечно, очень сложно…

 

Почему Вы ведете спецкурс именно по средневековой истории?

Я специалист по истории средних веков, защитила диссертацию в этой области. Началось это увлечение еще в школе: я совершенно случайно попала на спецкурс по Западной Европе, хотя тогда намного больше интересовалась культурой Востока и изучала японский язык. Но сложилось так, что Запад все-таки оказался интересней для меня, и курсовую работу я решила написать по средневековым бестиариям. Когда я поступила на исторический факультет, я тоже, размышляя, чем мне больше всего хотелось бы заниматься, поняла, что природой и представлениями о мире. Изначально у меня было несколько сказочное представление о средневековье, и только со временем я поняла, насколько Cредние века могут быть разными. Мне кажется, многие могли бы найти здесь что-то интересное, и я очень рада, что такими вещами вообще можно заниматься в школе.

 

Расскажите о своем спецкурсе, как он устроен?

У спецкурса нет «обязательной» программы: единственная «данность», с которой мы работаем в 9 классе, – работа с латинскими источниками. Тут есть формальный момент: девятиклассники учат латинский язык, и спецкурс дает им возможность как-то применить свои знания на практике. Занятия строятся в первую очередь на переводе и обсуждении текстов.

Мы используем, разумеется, еще не переведенные на русский источники. Поэтому, если у ученика возникает интерес дальше этим заниматься, есть возможность сделать не просто школьную курсовую работу, а полноценное научное исследование. Мы занимаемся не столько общей характеристикой средневековой культуры, сколько отдельными сюжетами, из которых потом складывается, так или иначе, образ средневековья. И каждый год эти сюжеты меняются.

 

Как взаимодействуют между собой научный руководитель и ученик в процессе написания курсовой работы?

Роль научного руководителя наиболее велика в начале и в конце работы. В начале важно объяснить, что такое исследование, чем научная работа отличается от просто творческой или просто реферативной, указать направление, в котором можно было бы двигаться. В конце — вместе с учеником проработать итоговый вариант работы. Но в основном все очень сильно зависит от ученика. Иногда нужно не мешать, дать возможность работать самостоятельно, не навязывать своих представлений; иногда, наоборот, требуется постоянно взаимодействовать, обсуждать что-то.

 

Зачем нужны курсовые работы в школе?

Занятия исследовательской работой развивают личность — это и логическое мышление, и кругозор, и возможность в чем-то по-другому посмотреть на мир вокруг. Школьные курсовые дают первое представление о том, что такое научная работа, как можно разными способами ей заниматься, как это может быть интересно. Если говорить именно о спецкурсах, то через курсовые можно глубже погрузиться в другую культуру, и многие вещи, которые кажутся очевидными, перестают восприниматься как данность. Это дает, я по себе это помню, совсем другое ощущение себя. Дает возможность воспринимать себя как более самостоятельного и взрослого человека.

 

Евгения Борисовна Сахарова, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории и культуры Дальнего Востока (Институт восточных культур и античности РГГУ), руководитель спецкурса «Культура Востока»:

                                                                    

Чем отличается преподавание в школе и в вузе?

Я достаточно давно уже работаю в гимназии, и мне это интересно, потому что преподавание в институте и в гимназии очень разнится. В институте, требования, конечно, более жесткие, но в школе требуется преподносить материал более научно-популярно. Научно-популярный текст написать даже труднее, чем научный. И рассказать научно-популярно труднее, чем выступить перед профессиональной аудиторией.  Требуется большой кругозор и эрудиция.  К тому же, Вы можете задать неожиданные вопросы, и это мне самой бывает полезно: освежить взгляд и для самой себя сформулировать что-то более ясно и четко, понять, какие темы вызывают наибольший интерес у школьников. Иными словами, это очень интересный и непростой жанр, и мне самой интересно и полезно работать на этом поле. Это первое.

А второе, мне очень импонирует то, как построен образовательный процесс в гимназии. Я всегда начинаю преподавать в 9-м классе. И оказывается, что люди уже готовы писать курсовые, работать с источниками, анализировать их, при том, что основная тенденция у нас, к сожалению, совсем другая. Мне кажется, это очень важно. Вот общий посыл, который есть здесь: учить людей работать с источниками и не бояться видеть вещи во всей их полноте и сложности – это очень важно. Это может помочь в дальнейшем по жизни ориентироваться: что, как, зачем и почему происходит в стране и в мире.

 

Как Вы думаете, почему нам стоит писать курсовые?

Мне кажется, важно, что вас все-таки учат работать с первоисточниками, пусть и переводными. Если говорить конкретно о моем спецкурсе, а это японская культура, которая, конечно, от нашей отличается достаточно сильно, то тут самое важное, чему вы можете научиться, – увидеть по первоисточникам, что есть другие культуры, совсем не похожие по своим базовым характеристикам на нашу. Хотя при этом, если хорошо приглядеться, есть какие-то общие закономерности и для японской, и для русской культуры.

На мой взгляд, вы учитесь на этом видеть, насколько мир разнообразен. Если сейчас вы какую-то маленькую проблему более-менее профессионально разберёте, то в дальнейшем и в других ситуациях вам будет легче разобраться, что происходит: понять какие-то закономерности развития общества, культуры. Если вы что-то поняли про древнюю или средневековую историю, то вам и в современной будет легче сориентироваться, понять, как создаются мифы, как возникают какие-то культурные стереотипы. Мне кажется, что именно это важнее всего. И, конечно, мне очень приятно, что среди наших выпускников и студентов есть выпускники вашей гимназии. Но главное, это формирование умения работать с источником и критично к нему относиться, понимая его неизбежные ограничения. Тогда даже пресловутый телевизор можно воспринимать как источник, требующий критического переосмысления и перепроверки.

 

 

А в чем заключается основная задача научного руководителя? Как он взаимодействует с учеником?

Во-первых, придумать интересные темы курсовых, подобрать источники, а во-вторых, просто помочь структурировать работу и не потеряться в этом материале. Одна из главных ошибок ученика – писать сразу обо всем. Надо просто все время напоминать, что у нас есть вот такие-то вопросы и наша задача ответить именно на них. Ну а в идеале какие-то вопросы должны возникнуть у вас самих. То есть, в общем-то, ограничительная и направляющая функция. Ну и, естественно, помочь с литературой и источниками.

 

А как устроена исследовательская работа у учащихся, чем именно они занимаются во время исследования?

Главное требование – работа обязательно должна быть написана на источниках. Пусть это даже переводные источники. Поэтому основная работа – сформулировать задачи, задать вопросы. Дальше вы самостоятельно работаете с источником и пытаетесь на эти вопросы ответить, очень часто по ходу дела, когда человек начинает читать источники и литературу, у него возникают свои вопросы. Тогда мы пытаемся ответить и на них. То есть это, прежде всего, самостоятельная работа с источником, ну и, естественно, с литературой, потому что нужно понимать, в какое время этот источник был написан, как он функционировал в культуре, насколько он был известен, кто его читал и т.д.

 

Андрей Витальевич Каравашкин, Доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, руководитель спецкурса «Русская культура»:

 

Почему Вы работаете со школьниками, а не только со студентами? В чем состоят отличия исследований в высшей и средней школе?

У школьников, наверное, менее пристрастный и спокойный взгляд. К тому же их порой легче заинтересовать предметом. Разница между средней и высшей школой заключается в том, что студентам требуется меньше консультаций. Больше отводится времени на самостоятельную работу. Если студент выбрал тему, то он несет больше ответственности за это. Исследования школьников предполагают больше пропедевтики: нужно многое объяснять, но при этом и отдачи больше, на мой взгляд, если работа получается.

 

Зачем нужен опыт написания исследовательской работы в школе? Ведь далеко не все ученики, выпустившись, выберут карьеру ученого…

Я это объясняю просто. Любому гуманитарию нужен опыт аналитической работы. Этого нет в средней школе. Порой и в институте не учат писать исследовательский текст. В нашей гимназии ученики получают такие навыки, которые потом им пригодятся, чем бы они ни занимались. Это уникальная возможность. Причем эти навыки формируются в течение нескольких лет: написание работы, изучение источников, защита, выступление на конкурсе научных работ школьников. 

 

 

 

Возврат к списку

ОТИМК, 2005—2009
otimk52@gmail.com