Отделение теории и истории мировой культуры в Гимназии №1514 (52)
 

Мы учимся останавливаться и задавать себе вопросы

26 Ноя 2014

Тот же пьянящий дурман
приобщенности к тайнам искусства,
 которое выше времен.
 А.Макаревич «Посвящение Архитектурному»

Казалось бы, мой ОТИМК кончился уже полтора года назад. Тогда это выглядело настоящим концом эпохи, но, оказывается, если я не присутствую в Гимназии, то это вовсе не значит, что этого мира нет, так как он всего в получасе ходьбы от нового места учебы. Петр Алексеевич во время моей первой практики в Ферапонтово сказал, что поездки – это квинтэссенция жизни на ОТИМКе, так вот после выпуска из школы возможность участия в поездках осталась. Только моя роль изменилась. Я уже не судорожно дочитываю ридер при свете фонарика в трясущемся вагоне поезда. Я рассказываю новым поколениям о том, что знаю.

Сколько за три года моей учебы на ОТИМКе было изъезжено дорог? Сколько мест осталось позади? Нужно учиться самостоятельно читать город, исследовать его, самим открывать места, искать к ним ключ. Поездка на туравтобусе не даст ощущения и понимания городского пространства. Гид слишком о многом умолчит, рассказывая о городе. «На материале» лучше понимаешь хитросплетения истории, культуры, литературы, искусства. Всё это мы слышали не раз. 

Мы изучали историю, историю искусства и культуры в классе, рисовали на доске вечно крошащимся мелом бесконечные схемы и модели, учили их наизусть. Но невозможно понять, какое впечатление производила на новгородцев живопись Феофана Грека, невозможно понять и причины бесконечных подражаний ему, если не увидеть всё своими глазами. Не походить по этому полу, не вдохнуть этот воздух. Не представить это пространство переполненным по-пасхальному праздничными прихожанами. Для этого нужен тот самый формат путешествия. Наш. Нужно бесконечно изучать и впитывать реальный город, смотреть на реальные памятники. Впитывать этот воздух всей поверхностью кожи. Нужно пропустить город через себя и не отпускать как можно дольше. Или хотя бы запомнить его неповторимый вкус. Тогда мы поймем, почему новгородцы были так горды, а лицеисты первого выпуска – так свободны и образованны. Только впитав этот настоящий воздух, почувствовав его сладость, горечь, кислоту, мы начинаем приближаться к пониманию развития истории. Или искусства, в моем случае. Этот самый воздух неожиданно оказывается главным компонентом и меняет всю картинку, сложившуюся во время урока.

А еще это учит думать о своих собственных поездках. Они превращаются в своеобразную игру: как ты увидишь это место на сей раз? Интересно, как в Новгороде летом? А если в Царском Селе будет густой туман, напоминающий молоко? А если одновременно читать любимое стихотворение или слушать песню, связавшуюся с местом в прошлый раз?

В этих путешествиях мы учимся останавливаться на минуту и задавать себе вопросы. Пробовать. И тут же видеть, чувствовать ответы, а не укладывать их в схему, неизбежную в формате урока. А жить без этого умения в наше время стало очень сложно. Даже невозможно.

Анастасия Лихенко, выпускница 2013 г.

 

 

Возврат к списку

ОТИМК, 2005—2009
otimk52@gmail.com