Отделение теории и истории мировой культуры в Гимназии №1514 (52)
 

Особенности культурологического путешествия

25 Ноя 2014

В последние годы в разговорах с выпускниками ОТИМК на вопрос о том, чего им больше всего не хватает после окончания гимназии, я часто слышу о поездках. Одни вспоминают Ферапонтово и Соловки, другие – Питер и Усадьбы, третьи – Новгород и Владимир, четвертые – Кавказ. Это неслучайно. Ведь все эти поездки и являются основным фактором создания специфического отимковского духа, это точки (вос)производства и передачи наших традиций, здесь и создается сообщество выпускников.
Однако дело здесь не только в этом. Наши поездки полностью включены в программу ОТИМК, у них есть четкие задачи, миссия, они основываются на общей базе идей, делаются командой единомышленников, как и все мероприятия на Отделении. За три года обучения на ОТИМК каждый ученик проходит через целый цикл поездок. Осенью 9-й и 10-й классы отправляются на исследовательскую практику в один из малых исторических городов России, а 11-й класс отправляется в путешествие из Орла в Москву через Спасское-Лутовиново, Ясную Поляну и Мелихово. Весной 9-й класс едет в Великий Новгород на историко-искусствоведческую практику, а 10-й отправляется в Петербург. На майские праздники все желающие отправляются в поход по Кавказу. В начале лета 9-й класс совершает небольшое однодневное путешествие во Владимир, а 10-й класс, если обстоятельства складываются удачно, – вторую поездку в Питер. Наконец, в июле последовательно проходят две летние культурологические практики в Ферапонтове (для 9-ого класса) и на Соловках (для 10-ого класса). Несколько лет назад мы начали и надеемся возобновить после двухлетнего перерыва наши поездки по обмену во Франконию (часть земли Бавария, ФРГ).
У каждой из перечисленных поездок есть свой привкус, свой особенный темперамент, каждая из этих поездок имеет собственную историю, своего «куратора». Владимир Владиславович в своей колонке говорит об истории появления практик в Ферапонтово и на Соловках, походах на Кавказ и проч. Я бы хотел отметить также очень важную роль Ольги Олеговны Рогинской и ее мужа, друга нашего Отделения, Яна Сергеевича Левченко в создании и развитии традиций питерских поездок и путешествий по усадьбам. Немалую роль в нынешнем наборе поездок сыграло и появление и приход в гимназию молодых преподавателей. Совместно с Наталией Владимировной Глебкиной мы придумали и доформулировали основные идеи новгородской и владимирской поездок; благодаря усилиям Екатерины Дмитриевны Русаковой удалось поставить на ноги проект с поездками в Германию. Однако, несмотря на разное время и контекст возникновения, на все эти поездки распространяется ряд общих концептуальных решений.
Во-первых, в этих поездках мы принципиально стараемся уйти от порочной практики школьных туристических выездов, с автобусом, экскурсоводом, свободным временем и т.д. Очень многое в наших поездках строится на самостоятельном познании, на совместной работе, на анализе предстающего нашим глазам явления. Мы (учителя) принципиально стараемся не использовать сильную позицию в общении с учащимися, а также приглашаем участвовать в наших поездках различных экспертов, работников местных учреждений культуры, местных жителей, которые могли бы побеседовать с участниками поездки, сообщить важную для понимания данного пространства информацию, были бы интересны как личности или типажи для нас.
Во-вторых, мы никогда не знаем, каков будет итог наших поездок, для нас всегда остается исследовательская интрига и интрига впечатлений: понравится ли участникам поездки место, примет ли оно их, какие откроются проблемы и радости в ходе путешествия – все это невозможно спрогнозировать, и это добавляет нам особую остроту ощущений. Каждый вечер мы подводим итоги, делимся впечатлениями, вступаем в сложные диалоги о том, что увидели и почувствовали. Рефлексия очень важна для нас, и мы стараемся не упускать возможности просто поговорить друг с другом. Часто это выливается в тексты, отчеты, рассказы, дневниковые записи, летописи, которые мы с разрешения авторов помещаем на нашем сайте.
В-третьих, мы исходим из того, что путешествие – это всегда испытание, challenge для участников. Комфорт не является для нас приоритетом, пространство вокруг мы проживаем в режиме реального времени, а не глядя на все происходящее из окна теплого автобуса. Настоящий культуролог не боится спать на полу в спальнике, не испытывает дискомфорта от долгого пребывания на улице, не мерзнет в новгородских храмах зимой, не сгорает под палящим соловецким летним солнцем на раскопе, не считает проблемой ежедневное преодоление 5 км из Ферапонтова до Лукинского, или восхождение на г. Тхаб на Кавказе. Эти вызовы позволяют нам «остраниться» (по В. Шкловскому), увидеть и услышать окружающий мир, оторвавшись от привычных практик большого города. Как говорит О.О. Рогинская, лучший признак того, что путешествие удалось, это когда по возвращении на место ночлега после всего случившегося за день, единственное, на что хватает сил, – дойти до кровати.
И есть еще одно важное правило. Наши поездки мы стараемся устроить таким образом, чтобы в них могло участвовать как можно большее число и учеников, и выпускников, и преподавателей ОТИМК. В частности поэтому среди наших поездок практически нет заграничных. Мы прекрасно понимаем, что такая поездка многим будет не по карману, а для нас очень важно иметь возможность выезжать куда-то всем Отделением, не оставляя никого «за бортом».
В завершение хотелось бы отметить, что все, что мы делаем в отимковских поездках, было бы совершенно невозможно без отрезвляющего и благотворного влияния и участия Юлии Анатольевны Световой и Анны Леонидовны Беленькой, а также наших выпускников, перечисление имен которых заняло бы всю оставшуюся страницу.
П.А. Мазаев,
преподаватель и выпускник ОТИМК

 

Возврат к списку

ОТИМК, 2005—2009
otimk52@gmail.com