Отделение теории и истории мировой культуры в Гимназии №1514 (52)
 

Диалог поколений

18 Май 2015

Когда в этом году одни из участников спросил меня о сверхидее конференции «Современное гуманитарное знание: диалог поколений», я, подумав, ответил, что она заключена в ее названии. Проводя первую конференцию в 2006 году, мы хотели создать не аналог многочисленных школьных и межшкольных конференций, в которых вдохновенные юноши и девушки рассказывают о своих первых учебно-исследовательских опытах, а мудрые ученые мужи дают им советы и напутствия на будущее; мы надеялись, что конференция станет продуктивным в научном плане событием, где всё по-серьезному и все на равных: и начинающие, и маститые ученые делают доклады, которые затем обсуждаются без скидок на возраст и профессиональный статус. Другими словами, это конференция, скорее, для выпускников, чем для школьников; для школьников она становится некоторой картиной из будущего, данной «весомо, грубо и зримо»: твои предшественники, учившиеся на ОТИМК, сегодня выступают здесь в качестве докладчиков, и ты через несколько лет окажешься на их месте, если захочешь и сможешь.

Сложно оценивать, насколько эту сверхидею удалось реализовать, но кажется, что в определенной степени это получилось. Сложившаяся с годами структура конференции выглядит следующим образом: сначала два пленарных доклада, затем работа по трем большим секциям («Современный человек о несовременных культурах»; «Современный человек и его социокультурные основания»; «Текст как объект междисциплинарного анализа»), разделенным на несколько подсекций. И уровень пленарных докладов, представленных знаковыми для отечественной гуманитарной науки именами (А.В. Дыбо, Г.Е. Крейдлин, А.Н. Мещеряков, П.Ю. Уваров, А.Л. Юрганов и др.), и качество докладов и их последующего обсуждения на секциях создают среду для продуктивного интеллектуального напряжения, находящего свое разрешение в новых проектах и публикациях участников.

Принципиальной особенностью конференции, способствующей созданию такого интеллектуального напряжения, является ее междисциплинарность. Возможность взгляда на предмет с разных методологических позиций, соотнесение различных дисциплинарных подходов, различных языков описания открывает возможность для плодотворной дискуссии и обогащения профессионального инструментария.

Важным аспектом конференции становится возможность представить на ней работы, выполненные в рамках двух «студенческих» проектов ОТИМК: Лаборатория исторической и культурной антропологии и Открытый университет. Для этих проектов конференция оказывается логичным завершением и публичной презентацией исследований, осуществленных в течение года. В частности, на двух последних конференциях были представлены работы семинара по когнитивной лингвистике, посвященные описанию и типологии перцептивных портретов абстрактных понятий.

Косвенным признанием важности и статуса конференции является внимание к ней со стороны ведущих московских вузов. Два последних года организатором конференции наряду с ОТИМК является Отделение социокультурных исследований РГГУ. Интерес к конференции проявляют также НИУ ВШЭ и РАНХиГС, которые в следующем году, вероятно, также присоединятся к числу организаторов.

В.В. Глебкин

 

 Е.С. Соколов, преподаватель философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и ОТИМК:

Конференция «Современное гуманитарное знание: диалог поколений» представляет собой счастливое исключение из правила, по которому кентаврические образования, соединяющие академическую науку с «детско-юношеской», нежизнеспособны. Конференция оказывается (без всяких скидок) интеллектуальным событием, поскольку становится своего рода точкой сборки, местом, где схлестываются научные амбиции, libido sciendi, веселый задор интеллектуального состязания. Я полагаю, что высокий уровень докладов, доброжелательность и, одновременно, полемичность обсуждений – это не выражение некой «предустановленной гармонии», а тот самый случай, когда «помогают стены». Для выпускников эта конференция – не только повод встретиться и «сверить часы», но также и пространство, в котором их первые результаты могут быть поставлены рядом с работой профессионалов, в котором они могут показать, чего стоят «по гамбургскому счету». Не боясь при этом быть проигнорированными или раздавленными авторитетом университетских мужей. Для преподавателей же конференция – хорошая возможность проверить, не отстали ли они, отягощенные своими академическими званиями и регалиями, от молодежи (потому что в науке, как в Зазеркалье Льюиса Кэрролла, нужно идти, чтобы оставаться на месте).

Еще одна редкость – «диалог» действительно получается. Разные институции, разные подходы, разные аргументы сталкиваются, порождая стимулирующее напряжение. И это замечательное чувство, когда, выходя уже затемно из здания, продолжаешь по пути домой обмениваться с коллегами впечатлениями. Ради таких моментов мы всем этим и занимаемся.

 

Светлана Светова, выпускница ОТИМК гимназии №1514(52) (2003 г.), выпускница кафедры истории и теории культуры РГГУ, сотрудник фонда «Культура детства» и Детского книжного автобуса «Бампер»:

Когда появилась конференция, я уже была студенткой РГГУ, и то, что партнёром гимназии была моя кафедра, делало для меня эту конференцию особенно интересной: на ней выступали и мои школьные, и мои университетские преподаватели. Кажется, вначале «взрослых» выступлений было больше; сейчас количество выступлений студентов и особенно школьников заметно выросло. Да и среди слушателей раньше заметнее всего были студенты, недавние выпускники, а сейчас – школьники.

Добавились другие университеты, кроме РГГУ. И это отражает сегодняшнюю ситуацию с культурологией в Академии: раньше передовым центром был РГГУ, сейчас на первые позиции вышла НИУ ВШЭ.

Первые годы о конференции я узнавала из рассылки, потом она стала постоянной вехой в моём календаре: каждый год, весной, в воскресенье, когда переводят часы на летнее время – будет наша конференция. И я всегда старалась на неё приезжать, и мне это чаще удавалось, чем нет.

Конечно, нельзя посетить все секции, но, читая программу и слушая впечатления других, можно мало-помалу узнавать и имена людей, которые сейчас активны в культурологии, и видеть спектр тем, запоминать «ключевые слова»... Это очень простые и небольшие кусочки информации, но они создают определённое питательное поле, в силу которого я очень верю. Это несомненная польза для старшеклассников и студентов, в первую очередь, но и для меня, например, это тоже важно.

Безусловно, важен опыт подготовки и презентации выступления на конференции. Но, учитывая, что это опыт обычно из серии «на ошибках учимся», мне кажется особенно важным, чтобы потом у детей была возможность этот опыт проговорить – с научным руководителем, учителем.

Ещё нельзя не сказать, как это влияет на отношение учеников к своей школе: это же круто, что твоя школа проводит конференцию совместно с вузом, что на ней выступают большие учёные и люди, которые никак с гимназией не связаны (т.е. пришли не «по старой памяти», а потому что нашли это для себя интересным). В процессе это, честно говоря, не очень осознаётся, воспринимается скорее как должное, но потом, задним числом, очень гордишься. Также растет чувство доверия к ОТИМКу, когда видишь приходящих снова и снова выпускников, когда видишь их академические успехи – это помогает поверить в свои силы.

 

 

Александр Ковтуненко, 11-4 класс:

Самое интересное в этой конференции, на мой взгляд, это работа по секциям, в ней каждый может найти интересную для себя секцию или какой-нибудь отдельный доклад. Мне кажется, разнообразие дисциплин, представленных здесь, является наиболее важной чертой этой конференции. Интересно послушать разных ученых об их исследованиях, пообщаться с ними и выступить самому, я рад, что в этом мне выпала такая возможность.

Моя работа состояла в том, чтобы выявить разницу в решении математических задач двух типов: «обычных», к которым мы привыкли, и «контрфактических», то есть задач, условия которых противоречат реальности. Например: «Самолет летит со скоростью 1000 км/ч. Какова скорость пешехода, если он идет со скоростью вдвое больше скорости самолета?» Я выявил, что контрфактические задачи решаются дольше, чем обычные, и что время задержки зависит от того, с чем связана контрфактичность: если она связана с восприятием и органами чувств, то она заметно выше, чем если бы она была связана с некой повседневной реальностью.

Я уже выступал и на других конференциях, и для меня самое важное здесь не столько поделиться результатами своих исследований, сколько получить важный опыт выступления перед людьми в формате «один – много»: научиться четко излагать свои мысли в устной форме, важно уметь отвечать на вопросы, которые тебе могут задавать.

После выступления на другой конференции им. Вернадского хотелось бы предложить организаторам конференции ОТИИМК попробовать продлить её еще на один день и сделать день стендовых докладов, в которых участвовали бы, в основном, школьники не только из нашей гимназии, но и из других школ.

 

 

 

 

 

 

Возврат к списку

ОТИМК, 2005—2009
otimk52@gmail.com