Руководитель ОТИМК
Выпускник математического класса школы №52 (гимназии №1514) и физического факультета МГУ. Доктор филологических наук, кандидат философских наук. Учитель физики, культурологии, латинского и древнегреческого языков, а также преподаватель авторского курса «Методы научного исследования». Основатель и бессменный руководитель Отделения теории и истории мировой культуры гимназии № 1514 г. Москвы. Профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС.

Список печатных работ
Монографии и учебные пособия

  1. Наука в контексте культуры. «Начала» Евклида и «Цзю чжан суань шу». М.: Интерпракс, 1994.
  2. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К, 1998.
  3. Мир в зеркале культуры. Ч.1. Первобытная и традициональная культура, культура Древнего Египта, культура Древней Месопотамии. М.: Добросвет, 2000.
  4. Мышление и эмоции в междисциплинарной перспективе. M.: Модерн-А; Центр гуманитарных инициатив, 2010.
  5. Лексическая семантика: культурно-исторический подход. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.
  6. Смена парадигм в лингвистической семантике: от изоляционизма к социокультурным моделям. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014.
  7. Мир в зеркале культуры. Дотеоретические культуры. В 3-х т. Том 1. Первобытная и традициональная культура. Том 2. Культура Древней Месопотамии. Том 3. Культура Древнего Египта. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2016.
  8. Категории русской культуры XVIII-XX вв. Скука. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
  9. Cognitive Semantics: A cultural-historical perspective. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2024.

Основные статьи

  1. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут homo intellegens // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000, с. 8-176.
  2. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции? // Труды по культурной антропологии. М.: Восточная литература, 2002, с. 91-116.
  3. Интеллигентный диссидент: тавтология или оксюморон? // Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века. М.: АИРО-ХХ, 2002. С. 416-432.
  4. Что мы имеем в виду, говоря о кризисе культуры? // Дискурс. № 12/13. М.: РГГУ, 2005. С. 23-35.
  5. Критика семантического разума // Вестник РГГУ. №8. Сер. «Языкознание». М.: РГГУ, 2007. С. 10-40.
  6. Гиперсоциальный уровень культуры // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: РОССПЭН, 2007. С. 461-462.
  7. Интеллигенция // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: РОССПЭН, 2007. С. 771-779.
  8. Мещанство // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: РОССПЭН, 2007. С. 1312-1314.
  9. Пошлость // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 242-244.
  10. Ритуал // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 398-404.
  11. Скука // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 493-494.
  12. Советская культура // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 510-520.
  13. Социальная оболочка // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 540-541.
  14. Экзистенциал // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 1026-1027.
  15. Проблема мышления в философии // Развитие личности. №2, 2007. С.162-193.
  16. Советская культура 20-30-х годов: поиск методологических ориентиров // Культурно-историческая психология. №4. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2007. С. 50-58.
  17. Проблема мышления в психологии // Развитие личности. №3, 2007. С.108-137.
  18. Глебкин В.В. Образы и звуки // Лицейское и гимназическое образование. №8, 2008. С. 15-19.
  19. Программа «Мир в зеркале культуры» // Интегративные технологии в московском образовании. – М.: Центр «Школьная книга», 2009. С. 30-158 (совместно с Н.В. Глебкиной, И.Ф. Девятовой, Л.А. Наумовым, Е.И. Нешатаевой, О.О. Рогинской).
  20. Число у Плотина и Августина // Число. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 264-272.
  21. Методологическая революция ХХ века и ее итоги // Исследователь/Researcher. №1. 2009. С. 82-88
  22. Культурно-исторические истоки универсального образования // Образовательная политика. - № 4 (42), 2010. С.36-41.
  23. Эмоции как междисциплинарный феномен // Вестник РГГУ. №9 (52)/19. Сер. «Филологические науки. Языкознание». М.: РГГУ, 2010. С. 186-220.
  24. Наука и псевдонаука: методологические поиски Карла Поппера // Исследователь/Researcher. №2. 2009. С. 61-62.
  25. О поведении планет и Дельфийском оракуле, или о соотношении теории и эксперимента // Исследователь/Researcher. №3-4, 2009. С. 102-108.
  26. Интегративный подход и содержание образования в российской школе начала XXI века // Инновационное пространство в системе образования г. Москвы. Разработка нового содержания образования: подходы и оценка качества. - М. : Школьная книга, 2010. С. 75-81.
  27. Томас Кун и его «Структура научных революций» // Исследователь/Researcher. №1-2, 2010. С. 44-45.
  28. Метафора механизма и теория концептуальной метафоры Лакоффа-Джонсона // Вопросы языкознания. № 3, 2012. С. 51-68.
  29. Когнитивные основания метонимии и метафоры // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т.71, №4, 2012. С. 12-19.
  30. Концептуальная структура праздника: от русской культуры XIX века к ранней советской культуре // Россия XXI. №1, 2013. С. 68-87.
  31. От христианина к дворянину. Системы базовых ценностей «Домостроя» и «Юности честного зерцала» // Россия XXI. №4, 2013. С. 96-113.
  32. О когнитивном стиле древнегреческой культуры (к постановке проблемы) // Эпистемология и философия науки. Т. 37, №3, 2013. С. 164-178.
  33. «Образование»: слово и концептуальное содержание // Культурная антропология образования. Кн. 2. Языковые портреты образованного человека в истории культуры. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. С. 3-8. – 0,3 п.л.
  34. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера: опыт системного анализа // Вопросы философии. №9, 2013. С. 161-174.
  35. Культурно-исторические основания гипотезы о двух системах автобиографической памяти // Историческая психология и социология истории. Т.6, № 2, 2013. С. 169-184.
  36. Меланхолия // Культурология: дайджест. №1 (68). М.: ИНИОН, 2014. С.153-157.
  37. Скука // Культурология: дайджест. №1 (68). М.: ИНИОН, 2014. С.158-171.
  38. Перцептивные портреты абстрактных понятий ("счастье", свобода", "беда") // Вестник РГГУ. №8 (130). Серия "Филологические науки. Языкознание", 2014. С. 46-63 (совместно с А.В. Аляпкиной, Е.Н. Беспаловой).
  39. Ацедия // Культурология: дайджест. №1 (72). М.: ИНИОН, 2015. С.216-220. Глебкин В.В. Интеллигенция // Культурология: дайджест. №1 (72). М.: ИНИОН, 2015. С.221-247.
  40. Культурно-исторические основания исследовательских программ Ф. Бэкона и Р. Декарта // Эпистемология и философия науки. Т. 43, №1, 2015. С. 128-148.
  41. Категория скуки у Паскаля и Хайдеггера // Вопросы филологии. №1 (49), 2015. С. 34-45.
  42. Перцептивные портреты абстрактных понятий: класс "витальных детерминантов" // Вопросы психолингвистики. № 4 (26), 2015. С.33-43 (совместно с Д.С. Соседовой).
  43. Структура лексического комплекса философия в текстах русской культуры XVIII в. // Ya evaṃ veda… Кто так знает… Памяти Владимира Николаевича Романова. М.: РГГУ, 2016. С. 191-210.
  44. Тетрарная модель когнитивного развития и культурно-историческая типология // Этнографическое обозрение. №3, 2016. С. 128-145.
  45. Решение контрфактуальных задач и ситуативное познание // Культурно-историческая психология. Т. 13, №2, 2017. С.41-49 (совместно с А.Е. Ковтуненко, Е.А. Крысовой).
  46. Автобиографии в проблемном поле когнитивной науки // Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском пространстве: Люди, тексты, практики. М.: «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2017. С. 63-82.
  47. Лексический комплекс «хандра» в текстах Пушкина // Вопросы литературы. №3, 2019. С. 139-150.
  48. Глебкин В.В. Генезис и структура лексического комплекса "авантюра" // Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации. М.: Издательский дом «Дело», 2019. С. 408-424.
  49. Глебкин В.В. Категория "потенциальный текст" и ее использование в теории культуры // Вестник культурологии. №1, 2020. С. 220-229.
  50. Глебкин В.В. Концептуальная структура лексического комплекса «скука» (на материале серии интервью с носителями русского языка) // Вопросы психолингвистики. №1 (43), 2020. C. 8-22.
  51. Глебкин В.В. Открывание бутылок как предмет лингвокультурного анализа // Русский язык в научном освещении. №1 (41), 2021. С. 64-86.
  52. Глебкин В.В. «Лексикализация» формальных структур и ее влияние на процесс трансляции текстов культуры // Вестник культурологии. №1 (100), 2022. С. 151–164.
  53. Глебкин В.В., Кузнецова В.А. Языковая компетенция как объект экспериментального исследования. Русский язык в научном освещении. №1 (43), 2022. С. 44-76.
  54. The problem of sentence meaning: the quantum theory approach // Proceedings of the Thirty-First Annual Conference of the Cognitive Science Society. July 29-August 1, 2009 Ed. N. Taatgen and H. van Rijn. Amsterdam: Vrije Universiteit, 2009. P. 1483-1487.
  55. Hermeneutics and cognitive science: a preliminary approach // European Perspectives on Cognitive Science. Proceedings of the European Conference on Cognitive Science EuroCosSci2011. Eds. Kokinov, B., Karmiloff-Smith, A., Nersessian, N. J. Sophia: New Bulgarian University Press, 2011. – P. 1-5.
  56. Towards historical cognitive science: the case of Ancient Greece // Proceedings of the 34th Annual Conference of the Cognitive Science Society. N. Miyake, D. Peebles, & R. P. Cooper (Eds.). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2012. - P. 1602 – 1607. – 0,8 п.л.
  57. A socio-cultural history of the machine metaphor // Review of cognitive linguistics. V. 11, № 1, 2013. Р. 145-162.
  58. A Critical View on Conceptual Blending Theory // Proceedings of the 35th Annual Conference of the Cognitive Science Society. M. Knauff, M. Pauen, N. Sebanz, & I. Wachsmuth (Eds.). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2013. P. 2404–2409.
  59. The Conceptual Integration Theory of Fauconnier and Turner (An essay of systemic analysis) // Social Sciences. V.44, №4, 2013. P. 69–84.
  60. Cultural-historical psychology and the cognitive view of metonymy and metaphor // Review of cognitive linguistics. V. 12, № 2, 2014. Р. 288-303.
  61. Glebkin V. Is conceptual blending the key to the mystery of human evolution and cognition? // Cognitive linguistics. V. 26, Is. 1, 2015. P. 95–111.
  62. The Problem of Cultural-Historical Typology From the Four-Level-Cognitive-Development Theory Perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. V. 46 (8), 2015. P. 1010–1022.
  63. A cognitive view on cultural-historical typology // Proceedings of the EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science. G. Airenti, B. G. Bara, G. Sandini (Eds.). Torino, Italy, September 25-27, 2015. P. 738–743.
  64. Cognitive style of culture and the problem of cultural-historical cognitive development // Anthropos. V. 110 (2), 2015. Р. 573–582.
  65. A Two-Stage Model of Solving Arithmetic Problems. In G. Gunzelmann, A. Howes, T. Tenbrink, & E. J. Davelaar (Eds.), Proceedings of the 39th Annual Conference of the Cognitive Science Society (pp. 2091–2095). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2017 (with A. Kovtunenko & E. Krysova).
  66. Discourse Acquisition in 'Pear Stories' of Preschool-aged Children. In G. Gunzelmann, A. Howes, T. Tenbrink, & E. J. Davelaar (Eds.), Proceedings of the 39th Annual Conference of the Cognitive Science Society (pp. 2096-2101). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2017 (with N. Safronov & V. Sonina).
  67. Cultural-Historical Underpinnings of Early Modern Science: The Case of Francis Bacon and René Descartes // The International Journal of Critical Cultural Studies. V. 17 (1), 2019. P. 89-102.
  68. Event cognition from the perspective of cognitive development. In A.K. Goel, C.M. Seifert, & C. Freksa (Eds.), Proceedings of the 41st Annual Conference of the Cognitive Science Society (p. 1844-1850). Montreal, QB: Cognitive Science Society, 2019 (with O. Olenina & N. Safronov).
  69. Лексический комплекс «хандра» в текстах Пушкина // Вопросы литературы. №3, 2019. С. 139-150.
  70. Генезис и структура лексического комплекса "авантюра" // Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации. М.: Издательский дом «Дело», 2019. С. 408-424.
  71. Категория "потенциальный текст" и ее использование в теории культуры // Вестник культурологии. №1, 2020. С. 220-229.
  72. Концептуальная структура лексического комплекса «скука» (на материале серии интервью с носителями русского языка) // Вопросы психолингвистики. №1 (43), 2020. C. 8-22.
  73. Открывание бутылок как предмет лингвокультурного анализа // Русский язык в научном освещении. №1 (41), 2021. С. 64-86.
  74. «Лексикализация» формальных структур и ее влияние на процесс трансляции текстов культуры // Вестник культурологии. №1 (100), 2022. С. 151–164.
  75. Языковая компетенция как объект экспериментального исследования // Русский язык в научном освещении. №1 (43), 2022 (совместно с В.А. Кузнецовой).
  76. Семантическая траектория лексического комплекса авось в русском литературном языке XVIII – первой трети XIX в. // Русский язык в научном освещении. №2 (44), 2022. С. 166-192.
  77. Несколько иллюстраций к проблеме эволюции философской терминологии в европейской культуре: когнитивный аспект // Вестник культурологии. №1 (104), 2023. С. 104–112.
  78. Восприятие событий в аспекте проблемы когнитивного развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. N 20(1), 2023. C. 91–106 (совместно с Е.О. Олениной).
  79. An onomasiological competition: a view from sociocultural perspective // Review of cognitive linguistics. V. 21, № 2, 2023. Р. 331–350.
  80. Идея трансцендентного Бога и формирование когнитивного уровня D в тетрарной модели когнитивного развития // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 193–204.
  81. Экспериментальное исследование ситуации лексического выбора (на материале конструкции «открывать бутылку» и «откупоривать бутылку») // Русская речь. № 1, 2024. С. 7–20 (совместно с Е. А. Евчук).
  82. Киркегор и Достоевский: опыт прочтения «Преступления и наказания» // Вестник культурологии. №1 (108), 2024. С. 81–93.


Made on
Tilda