Выпускник математического класса школы № 52 (гимназии № 1514) и физического факультета МГУ. Доктор филологических наук, кандидат философских наук. Учитель физики, культурологии, латинского и древнегреческого языков, а также преподаватель авторского курса «Методы научного исследования». Основатель и бессменный руководитель Отделения теории и истории мировой культуры гимназии № 1514 г. Москвы. Профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС.
Список печатных работМонографии и учебные пособия- Наука в контексте культуры. «Начала» Евклида и «Цзю чжан суань шу». М.: Интерпракс, 1994.
- Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К, 1998.
- Мир в зеркале культуры. Ч.1. Первобытная и традициональная культура, культура Древнего Египта, культура Древней Месопотамии. М.: Добросвет, 2000.
- Мышление и эмоции в междисциплинарной перспективе. M.: Модерн-А; Центр гуманитарных инициатив, 2010.
- Лексическая семантика: культурно-исторический подход. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.
- Смена парадигм в лингвистической семантике: от изоляционизма к социокультурным моделям. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014.
- Мир в зеркале культуры. Дотеоретические культуры. В 3-х т. Том 1. Первобытная и традициональная культура. Том 2. Культура Древней Месопотамии. Том 3. Культура Древнего Египта. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2016.
- Категории русской культуры XVIII—XX вв. Скука. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
- Cognitive Semantics: A cultural-historical perspective. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2024.
Основные статьи- Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут homo intellegens // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2000, с. 8−176.
- Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции? // Труды по культурной антропологии. М.: Восточная литература, 2002, с. 91−116.
- Интеллигентный диссидент: тавтология или оксюморон? // Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века. М.: АИРО-ХХ, 2002. С. 416−432.
- Что мы имеем в виду, говоря о кризисе культуры? // Дискурс. № 12/13. М.: РГГУ, 2005. С. 23−35.
- Критика семантического разума // Вестник РГГУ. № 8. Сер. «Языкознание». М.: РГГУ, 2007. С. 10−40.
- Гиперсоциальный уровень культуры // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: РОССПЭН, 2007. С. 461−462.
- Интеллигенция // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: РОССПЭН, 2007. С. 771−779.
- Мещанство // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: РОССПЭН, 2007. С. 1312−1314.
- Пошлость // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 242−244.
- Ритуал // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 398−404.
- Скука // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 493−494.
- Советская культура // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 510−520.
- Социальная оболочка // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 540−541.
- Экзистенциал // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 1026−1027.
- Проблема мышления в философии // Развитие личности. № 2, 2007. С.162−193.
- Советская культура 20−30-х годов: поиск методологических ориентиров // Культурно-историческая психология. № 4. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2007. С. 50−58.
- Проблема мышления в психологии // Развитие личности. № 3, 2007. С.108−137.
- Глебкин В. В. Образы и звуки // Лицейское и гимназическое образование. № 8, 2008. С. 15−19.
- Программа «Мир в зеркале культуры» // Интегративные технологии в московском образовании. — М.: Центр «Школьная книга», 2009. С. 30−158 (совместно с Н. В. Глебкиной, И. Ф. Девятовой, Л. А. Наумовым, Е. И. Нешатаевой, О.О. Рогинской).
- Число у Плотина и Августина // Число. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 264−272.
- Методологическая революция ХХ века и ее итоги // Исследователь/Researcher. № 1. 2009. С. 82−88
- Культурно-исторические истоки универсального образования // Образовательная политика. — № 4 (42), 2010. С.36−41.
- Эмоции как междисциплинарный феномен // Вестник РГГУ. № 9 (52)/19. Сер. «Филологические науки. Языкознание». М.: РГГУ, 2010. С. 186−220.
- Наука и псевдонаука: методологические поиски Карла Поппера // Исследователь/Researcher. № 2. 2009. С. 61−62.
- О поведении планет и Дельфийском оракуле, или о соотношении теории и эксперимента // Исследователь/Researcher. № 3−4, 2009. С. 102−108.
- Интегративный подход и содержание образования в российской школе начала XXI века // Инновационное пространство в системе образования г. Москвы. Разработка нового содержания образования: подходы и оценка качества. — М.: Школьная книга, 2010. С. 75−81.
- Томас Кун и его «Структура научных революций» // Исследователь/Researcher. № 1−2, 2010. С. 44−45.
- Метафора механизма и теория концептуальной метафоры Лакоффа-Джонсона // Вопросы языкознания. № 3, 2012. С. 51−68.
- Когнитивные основания метонимии и метафоры // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т.71, № 4, 2012. С. 12−19.
- Концептуальная структура праздника: от русской культуры XIX века к ранней советской культуре // Россия XXI. № 1, 2013. С. 68−87.
- От христианина к дворянину. Системы базовых ценностей «Домостроя» и «Юности честного зерцала» // Россия XXI. № 4, 2013. С. 96−113.
- О когнитивном стиле древнегреческой культуры (к постановке проблемы) // Эпистемология и философия науки. Т. 37, № 3, 2013. С. 164−178.
- «Образование»: слово и концептуальное содержание // Культурная антропология образования. Кн. 2. Языковые портреты образованного человека в истории культуры. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. С. 3−8. — 0,3 п.л.
- Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера: опыт системного анализа // Вопросы философии. № 9, 2013. С. 161−174.
- Культурно-исторические основания гипотезы о двух системах автобиографической памяти // Историческая психология и социология истории. Т.6, № 2, 2013. С. 169−184.
- Меланхолия // Культурология: дайджест. № 1 (68). М.: ИНИОН, 2014. С.153−157.
- Скука // Культурология: дайджест. № 1 (68). М.: ИНИОН, 2014. С.158−171.
- Перцептивные портреты абстрактных понятий («счастье», свобода", «беда») // Вестник РГГУ. № 8 (130). Серия «Филологические науки. Языкознание», 2014. С. 46−63 (совместно с А. В. Аляпкиной, Е.Н. Беспаловой).
- Ацедия // Культурология: дайджест. № 1 (72). М.: ИНИОН, 2015. С.216−220. Глебкин В. В. Интеллигенция // Культурология: дайджест. № 1 (72). М.: ИНИОН, 2015. С.221−247.
- Культурно-исторические основания исследовательских программ Ф. Бэкона и Р. Декарта // Эпистемология и философия науки. Т. 43, № 1, 2015. С. 128−148.
- Категория скуки у Паскаля и Хайдеггера // Вопросы филологии. № 1 (49), 2015. С. 34−45.
- Перцептивные портреты абстрактных понятий: класс «витальных детерминантов» // Вопросы психолингвистики. № 4 (26), 2015. С.33−43 (совместно с Д.С. Соседовой).
- Структура лексического комплекса философия в текстах русской культуры XVIII в. // Ya evaṃ veda… Кто так знает… Памяти Владимира Николаевича Романова. М.: РГГУ, 2016. С. 191−210.
- Тетрарная модель когнитивного развития и культурно-историческая типология // Этнографическое обозрение. № 3, 2016. С. 128−145.
- Решение контрфактуальных задач и ситуативное познание // Культурно-историческая психология. Т. 13, № 2, 2017. С.41−49 (совместно с А. Е. Ковтуненко, Е.А. Крысовой).
- Автобиографии в проблемном поле когнитивной науки // Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском пространстве: Люди, тексты, практики. М.: «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2017. С. 63−82.
- Лексический комплекс «хандра» в текстах Пушкина // Вопросы литературы. № 3, 2019. С. 139−150.
- Глебкин В. В. Генезис и структура лексического комплекса «авантюра» // Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации. М.: Издательский дом «Дело», 2019. С. 408−424.
- Глебкин В. В. Категория «потенциальный текст» и ее использование в теории культуры // Вестник культурологии. № 1, 2020. С. 220−229.
- Глебкин В. В. Концептуальная структура лексического комплекса «скука» (на материале серии интервью с носителями русского языка) // Вопросы психолингвистики. № 1 (43), 2020. C. 8−22.
- Глебкин В. В. Открывание бутылок как предмет лингвокультурного анализа // Русский язык в научном освещении. № 1 (41), 2021. С. 64−86.
- Глебкин В.В. «Лексикализация» формальных структур и ее влияние на процесс трансляции текстов культуры // Вестник культурологии. № 1 (100), 2022. С. 151−164.
- Глебкин В.В., Кузнецова В. А. Языковая компетенция как объект экспериментального исследования. Русский язык в научном освещении. № 1 (43), 2022. С. 44−76.
- The problem of sentence meaning: the quantum theory approach // Proceedings of the Thirty-First Annual Conference of the Cognitive Science Society. July 29-August 1, 2009 Ed. N. Taatgen and H. van Rijn. Amsterdam: Vrije Universiteit, 2009. P. 1483−1487.
- Hermeneutics and cognitive science: a preliminary approach // European Perspectives on Cognitive Science. Proceedings of the European Conference on Cognitive Science EuroCosSci2011. Eds. Kokinov, B., Karmiloff-Smith, A., Nersessian, N. J. Sophia: New Bulgarian University Press, 2011. — P. 1−5.
- Towards historical cognitive science: the case of Ancient Greece // Proceedings of the 34th Annual Conference of the Cognitive Science Society. N. Miyake, D. Peebles, & R. P. Cooper (Eds.). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2012. — P. 1602 — 1607. — 0,8 п.л.
- A socio-cultural history of the machine metaphor // Review of cognitive linguistics. V. 11, № 1, 2013. Р. 145−162.
- A Critical View on Conceptual Blending Theory // Proceedings of the 35th Annual Conference of the Cognitive Science Society. M. Knauff, M. Pauen, N. Sebanz, & I. Wachsmuth (Eds.). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2013. P. 2404−2409.
- The Conceptual Integration Theory of Fauconnier and Turner (An essay of systemic analysis) // Social Sciences. V.44, № 4, 2013. P. 69−84.
- Cultural-historical psychology and the cognitive view of metonymy and metaphor // Review of cognitive linguistics. V. 12, № 2, 2014. Р. 288−303.
- Glebkin V. Is conceptual blending the key to the mystery of human evolution and cognition? // Cognitive linguistics. V. 26, Is. 1, 2015. P. 95−111.
- The Problem of Cultural-Historical Typology From the Four-Level-Cognitive-Development Theory Perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. V. 46 (8), 2015. P. 1010−1022.
- A cognitive view on cultural-historical typology // Proceedings of the EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science. G. Airenti, B. G. Bara, G. Sandini (Eds.). Torino, Italy, September 25−27, 2015. P. 738−743.
- Cognitive style of culture and the problem of cultural-historical cognitive development // Anthropos. V. 110 (2), 2015. Р. 573−582.
- A Two-Stage Model of Solving Arithmetic Problems. In G. Gunzelmann, A. Howes, T. Tenbrink, & E. J. Davelaar (Eds.), Proceedings of the 39th Annual Conference of the Cognitive Science Society (pp. 2091−2095). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2017 (with A. Kovtunenko & E. Krysova).
- Discourse Acquisition in 'Pear Stories' of Preschool-aged Children. In G. Gunzelmann, A. Howes, T. Tenbrink, & E. J. Davelaar (Eds.), Proceedings of the 39th Annual Conference of the Cognitive Science Society (pp. 2096−2101). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2017 (with N. Safronov & V. Sonina).
- Cultural-Historical Underpinnings of Early Modern Science: The Case of Francis Bacon and René Descartes // The International Journal of Critical Cultural Studies. V. 17 (1), 2019. P. 89−102.
- Event cognition from the perspective of cognitive development. In A.K. Goel, C.M. Seifert, & C. Freksa (Eds.), Proceedings of the 41st Annual Conference of the Cognitive Science Society (p. 1844−1850). Montreal, QB: Cognitive Science Society, 2019 (with O. Olenina & N. Safronov).
- Лексический комплекс «хандра» в текстах Пушкина // Вопросы литературы. № 3, 2019. С. 139−150.
- Генезис и структура лексического комплекса «авантюра» // Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации. М.: Издательский дом «Дело», 2019. С. 408−424.
- Категория «потенциальный текст» и ее использование в теории культуры // Вестник культурологии. № 1, 2020. С. 220−229.
- Концептуальная структура лексического комплекса «скука» (на материале серии интервью с носителями русского языка) // Вопросы психолингвистики. № 1 (43), 2020. C. 8−22.
- Открывание бутылок как предмет лингвокультурного анализа // Русский язык в научном освещении. № 1 (41), 2021. С. 64−86.
- «Лексикализация» формальных структур и ее влияние на процесс трансляции текстов культуры // Вестник культурологии. № 1 (100), 2022. С. 151−164.
- Языковая компетенция как объект экспериментального исследования // Русский язык в научном освещении. № 1 (43), 2022 (совместно с В.А. Кузнецовой).
- Семантическая траектория лексического комплекса авось в русском литературном языке XVIII — первой трети XIX в. // Русский язык в научном освещении. № 2 (44), 2022. С. 166−192.
- Несколько иллюстраций к проблеме эволюции философской терминологии в европейской культуре: когнитивный аспект // Вестник культурологии. № 1 (104), 2023. С. 104−112.
- Восприятие событий в аспекте проблемы когнитивного развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. N 20(1), 2023. C. 91−106 (совместно с Е.О. Олениной).
- An onomasiological competition: a view from sociocultural perspective // Review of cognitive linguistics. V. 21, № 2, 2023. Р. 331−350.
- Идея трансцендентного Бога и формирование когнитивного уровня D в тетрарной модели когнитивного развития // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 193−204.
- Экспериментальное исследование ситуации лексического выбора (на материале конструкции «открывать бутылку» и «откупоривать бутылку») // Русская речь. № 1, 2024. С. 7−20 (совместно с Е. А. Евчук).
- Киркегор и Достоевский: опыт прочтения «Преступления и наказания» // Вестник культурологии. № 1 (108), 2024. С. 81−93.