11:15–12:00
«Базарный святой»: комментарий к одной известной статуе
Надежда Николаевна Трубникова, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории востоковедения и компаративистики ИОН РАНХиГС, заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии»
Скульптурный портрет монаха Ку: я 空也, он же «базарный святой» 市聖, ити-хидзири, непременно обсуждают, когда говорят о средневековом японском искусстве, а иногда и о средневековом искусстве вообще. Эту статую создал скульптор Ко: сё: 康勝 в начале XIII века, он пытается передать чудо в наглядном, объемном изображении. Похожую и не менее сложную задачу решает за двести с лишним лет до него Минамото-но Тамэнори 源為憲, создавая литературный портрет святого средствами классической китайской поэзии. В докладе пойдет речь о «Надгробном слове монаху Ку: я» (空也誄, «Ку:я-руй», 972 г.) и прозаическом предисловии к нему, о том как рассказы о странствующем японском монахе — правдивые или приукрашенные — поэт использует, чтобы выстроить образ святого подвижника. Подробности литературного образа «базарного святого» помогают понять, для чего скульптору нужны те черты внешнего облика святого, которые он изображает.